КОМАНДА HERBALS.RU НА ФОРУМЕ НАТУРАЛЬНОЙ КОСМЕТИКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ
По материалов форума и книги Кирстен Хюттнер «Путеводитель по натуральной косметике»
30
сентября в ГК Измайлово г. Москва прошел 2-й Международный Форум
«Натуральная косметика: факты, решения, перспективы». Команда проекта
Herbals.ru приняла участие в качестве слушателей, и в данной статье мы
бы хотели поделиться той информацией, которая показалась нам интересной.
Первым выступала Др. Кирстен Хюттнер, специалист по натуральной косметике, редактор портала ekokosmetika.ru.
Свой
доклад «Текущий отчет о рынке натуральной косметики в России и Европе.
Россия в движении» Кирстен начала со сравнительного анализа рынков
натуральной косметики.
Сейчас на первом месте в Европе по
величине оборота натуральной косметики находится Германия, обогнав
Великобританию и Италию. Возможно, первое место на рынке обусловлено
тем, что именно в Германии в 1996 году был создан первый орган по
сертификации натуральной косметики – BDIH. Таким образом, расцвет моды на натуральную косметику в Германии пришелся на конец 20, начало 21 века.
Средняя
цена на натуральную косметику составляет 4,5 евро (180 рублей),
популярны недорогие бренды. Разнообразие марок натуральной продукции
привело к тому, что в Германии больше обращают внимание на бренд, чем на
логотип органа по сертификации. Напомним, что помимо сертификата BDIH, в Европе чрезвычайно популярны французские органы по сертификации Ecocert и Cosmebio, которых теснит набирающий популярность бельгийский Natrue.
НАТУРАЛЬНАЯ КОСМЕТИКА, БИО-КОСМЕТИКА… В ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧИЕ?
На
данный момент в мире не существует закреплённого на государственном
уровне такого понятия как «натуральная» или «эко» («био») косметика.
Поэтому
каждая страна использует свой термин для ее обозначения: Германия –
«натуральная косметика», Англия – «органика», Франция – «био-косметика»,
в России используются разные обозначения, зачастую путаемые самими
продавцами и потребителями: «эко» косметика, «био» косметика,
«натуральная косметика», «природная косметика».
Иногда продавцы косметики противопоставляют один тип, например «био-косметика» другому, например «эко-косметика». Это не корректно.
Мы предполагаем, что путаница идет из-за французского органа сертификации Cosmebio,
выдающего 2 сертификата – «эко» для натуральной косметики (минимум
50% всех ингредиентов являются органическими), и «био» для органической
(минимум 95% всех компонентов растительного происхождения являются
органическими). Однако, сертификат «эко» не означает худшую по качеству
косметику, он лишь обозначает количество натуральных и органических
ингредиентов, использованных при ее создании.
ТАК ВСЕ-ТАКИ, КАКАЯ КОСМЕТИКА СЧИТАЕТСЯ НАТУРАЛЬНОЙ?
Эльфрида
Дамбахер, известный эксперт натуральной косметики в Германии,
разработала систему распределения косметики по категориям с помощью трёх
цветов светофора (эта система получила одноименное название):
Красная категория – Обычная косметика
Эта
категория, составляя основную часть косметического рынка, включает в
себя широко известные марки (Vichy, Nivea, Lancome и пр.). При ее
создании используются различные химические компоненты, разрешенные
законодательством страны-производителя. Основным принципом при
производстве обычной косметики является лозунг: «Всё, что не запрещено –
разрешено».
Желтая категория – Почти натуральная косметика
Для
создания этой группы косметики используется широкий спектр природного
сырья, однако синтетические и идентичные натуральным ингредиенты тоже
присутствуют в составах. Из-за наличия в составе некоторых натуральных
ингредиентов, такую косметику можно принять за натуральную, однако, она
такой не является.
Тем не менее, в последние десятилетие многие
производители «почти натуральной косметики» все чаще отказываются от
таких ингредиентов как парабены, парафин, силиконовые масла, не
тестируют свою продукцию на животных, делая тем самым дополнительный шаг
в сторону «натуральной косметики» (The Body Shop, Nuxe, Caudalie, Lush,
L’Occitane и пр.).
Зеленая категория – Натуральная косметика
Включает 2 подкатегории: сертифицированная натуральная и не сертифицированная натуральная косметика.
Сертифицированная
органическая или натуральная косметика прошла испытания и получила
необходимый сертификат соответствия у одного или нескольких
международных органов по сертификации (BDIH, Natrue, Ecocert, Soil Association и пр.). Ее без труда можно узнать по специальным логотипам на упаковке продукта (Dr. Hauschka, Lavera, Phyt's, Weleda и пр.)
Натуральная
косметика без сертификации соответствует всем принципам натуральной
косметики, но в настоящий момент не прошла необходимую экологическую
сертификацию (Annmarie Boerlind, Styx и пр.).
ПСЕВДО-НАТУРАЛЬНАЯ КОСМЕТИКА
Как
известно, спрос – рождает предложение. Не вся косметика, имеющая в
названии марки, или в аннотации слово «натуральная», является таковой.
Многие фирмы, следуя моде «на всё натуральное», используют это слово,
даже если в их продукции содержится минимум натуральных компонентов.
Подобный обман получил название Greenwashing – «зеленый камуфляж».
Недавнее исследование, проведенное Organic Monitor
(английская консалтинговая компания, занимающаяся специализированными
исследованиями, посвященными рынку органической продукции) показало, что
не все бренды натуральной и органической косметики оправдывают
собственные рекламные заявления о «натуральности» их продукции (подробнее об этом исследовании вы можете прочитать здесь). К точно такому же выводу пришел и немецкий журнал Oko-Test (Эко-тест), посвятивший этому свой августовский номер.
Наибольшую
досаду вызывает то, что даже некоторые марки органической косметики
получили более низкую оценку, поскольку их продукция содержит не только
сертифицированные органические, но и синтетические ингредиенты,
нежелательные для использования в натуральной и органической косметике.
Эксперты журнала Oko-Test
проверили 34 якобы натуральных продукта популярных марок, среди
которых: The Body Shop, L'Occitane, Yves Rocher. В составе обнаружено от
15 до 60% синтетических ингредиентов, что позволяет отнести их к
псевдо-натуральной косметике.
СЕРТИФИЦИРОВАННАЯ КОСМЕТИКА?
Казалось
бы, если четкие правовые требования к натуральной косметике
отсутствуют, следует просто выбрать сертифицированную натуральную
косметику.
С одной стороны (и мы целиком разделяем эту точку
зрения) это – одно из правильных решений, т.к. оно дает потребителю хоть
какую-то гарантию, что косметика, которую он купит, будет содержать
натуральные компоненты и минимум вредных химических составляющих.
С
другой стороны, в мире появляется все больше органов по сертификации
натуральной косметики, каждый из которых имеет свой устав, свои списки
«разрешенных» и «запрещенных» веществ, но в целом предъявляющие почти
одинаковые требования к сертифицируемой косметике:
- Минимум 95% всех растительных ингредиентов в рецептуре должны быть
органическими и не менее 10% от общего содержания всех ингредиентов в
составе конечного продукта являются органическими (знак «органическая
косметика»)
- От 50% до 94% всех растительных ингредиентов в рецептуре являются
органическими и не менее 5% от общего содержания всех ингредиентов в
составе конечного продукта являются органическими (знак «натуральная
косметика»).
Некоторые марки сертифицируют косметику в
нескольких органах сертификации, что приводит к тому, что потребитель
оказывается не в состоянии уразуметь, чем один сертификат отличается от
другого и, соответственно, чем один сертифицированный продукт лучше или
хуже другого, также сертифицированного, но уже органом другой страны.
РАЗЛИЧИЕ В СЕРТИФИКАТАХ НАТУРАЛЬНОЙ КОСМЕТИКИ
Ниже мы приводим несколько различий (для ориентирования наших потребителей) в требованиях разных органов по сертификации:
- Немецкий сертификат BDIH
не разрешает использовать животные ингредиенты, но многие немецкие
марки сертифицированной натуральной косметики применяют этиловый спирт,
который может сушить чувствительную или раздраженную кожу.
- Французский сертификат Ecocert
разрешает использовать при создании сертифицированной косметики натрий
лаурил сульфат (SLS) и аммоний лаурил сульфат (ALS) – это не является
препятствием для получения сертификата «органическая косметика».
- Также, Ecocert
не разрешает использовать свой лого на продукте, если в нем есть только
отдельные сертифицированные ингредиенты (а не сам продукт
сертифицирован в целом как натуральный или органический), но некоторые
марки так поступают без разрешения.
- Natrue и Ecocert
допускают использование животных ингредиентов, если они получены
ненасильственным способом (например, молоко), но не разрешают
использовать плаценту.
ПЕРВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ НАТУРАЛЬНОЙ И ОРГАНИЧЕСКОЙ КОСМЕТИКИ
COSMOS (COSMetic Organic Standard) - созданный в 2010 году ведущими организациями по сертификации натуральных и органических косметических средств в Европе: BDIH (Германия), Soil Association (Англия), Ecocert и Cosmebio (Франция), ICEA (Италия) – это попытка как-то упорядочить нынешнего положение дел в области сертификации натуральной косметики.
Продукты, сертифицированные по стандарту COSMOS, будут маркированы как "COSMOS ORGANIC” (органический) или "COSMOS NATURAL” (натуральный), в зависимости от уровня их сертификации, вместе с печатью организации сертификации, выдающей сертификат.
Чтобы получить сертификат "COSMOS ORGANIC” 95% сельскохозяйственных ингредиентов продукта и 20% от общего состава продукта должны быть органическими.
На данный момент в стандарте COSMOS
нет указаний по процентному содержанию ингредиентов для получения
сертификата «натуральная косметика». Поскольку стандарт все еще
находится в разработке, мы предполагаем, что позже COSMOS
более определенно выскажется на счет требований по минимальному
содержанию органических и натуральных компонентов для получения знака "COSMOS NATURAL”.
Так
как единого логотипа не планируется, на продукции, прошедшей
сертификацию, будет располагаться логотип одной из компаний основателей
(в зависимости кем был сертифицирован продукт) с добавлением ниже фразы "COSMOS ORGANIC" или же "COSMOS NATURAL". Сертификация в соответствии со стандартом COSMOS начинается с 2011 года.
К 1 января 2015 года для всех продуктов будут разработаны соответствующие критерии. Из-за нового стандарта COSMOS
текущие системы сертификации, используемые членами-основателями,
запретят сертификацию новых продуктов в соответствии с их собственными
стандартами с декабря 2014 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключении, Кирстен, порекомендовала российским потребителям, которые
только-только начинают знакомиться с «миром натуральной косметики»,
выбирать сертифицированную продукцию, поскольку это служит хоть какой-то
гарантией того, что косметика содержит заявленные натуральные и
органические компоненты.
Источник: http://www.herbals.ru/page/page183.html |