Вальдорфская
педагогика, которая ставит своей целью – воспитание свободных,
творческих, независимых и счастливых людей, симпатична очень многим. Но
не у всех есть возможность отдать своих детей в вальдорфский детский сад
или школу, однако использовать некоторые принципы и находки вальдорфцев
родители могут и в домашних условиях.
Например,
вальдорфцами проповедуется свобода и отказ от принуждения. На их взгляд,
задача взрослого – не наказывать, а показывать детям, что есть
множество более интересных, творческих способов проявить свою растущую
силу и индивидуальность.
• Попробуйте этот принцип на практике.
Стремитесь заинтересовать ребенка каким-то делом, вместо того, чтобы
заставлять. Открытие окружающего мира: Основной педагогический метод
вальдорфской педагогики – совместное со взрослым открытие окружающего
мира и удивление им. Вы видели когда-нибудь, как удивляется младенец,
который впервые обнаружил, что у него есть ножки? Ощупывает и тянет ногу
в рот, хохочет и радуется: "Ой, что это? Двигается, вкусное, мое?” Как
же быстро мы утрачиваем способность удивляться окружающим миром!
Конечно, сложно заметить в привычных вещах что-то необычное. Но
попробуйте, ведь малыш, который взрослеет рядом с вами, может пройти
мимо многих красивых вещей.
• Не отмахивайтесь, когда он
показывает вам на что-то с его точки зрения интересное, хотя вам это
кажется совершенно обычным. Камешек, оторванный кусочек
листика…Взгляните по-новому и удивитесь ИСКРЕННЕ. Поблагодарите кроху,
ведь иначе вы прошли бы мимо.
• Обращайте внимание ребенка на
КРАСОТУ: "Река сегодня такая синяя-синяя, а в садике так пахнет осенними
листьями, а на шкурке банана такие коричневые пятнышки появились”.
•
Замечайте красивое в обычном: "Какая причудливая трещина на каменной
стене, мимо которой вы ходите каждый день, но не замечали, а какая
шершавая кора у этого старого дуба”. Рассмотрите, потрогайте ее вместе,
не пропустите муравьишку, который тащит огромную соломинку и блестящий
от дождя асфальт.
• Заберитесь вместе под стол или под кровать,
давненько вы не видели, как выглядит мир оттуда. • Посадите вместе
цветок (пшеницу, лук и т. п.), наблюдайте вместе с ребенком, как он
прорастает, как распускается бутон. Хорошо, если у малыша есть своя
леечка, и он может сам заботиться о растении.
• Послушайте несколько минут "тишину” (в вальдорфском детском садике это делают постоянно).
• Принесите зимой снег и понаблюдайте, как он растает.
• Наблюдайте, как распускается весной листва, как зацветает и созревает потом растение, как осыпается и засыпает на зиму.
•
Возьмите какие-то предметы (камешки, листья, каштаны, палочки, поролон и
т. п.), понаблюдайте, как они ведут себя в воде: тонут или всплывают.
Повседневные
дела: Воспитательница в вальдорфском детском саду, как мать в доме,
попеременно занимается всевозможными необходимыми домашними делами. Сюда
относится, например, штопка, глажение, починка игрушек или
художественная деятельность, например, рисование акварелью. Временами
она оставляет свое рабочее место, чтобы отпраздновать с группой детишек
день рождения куклы, или, скажем, совершить путешествие на пароходе, или
кому-нибудь помочь.
• Из множества повседневных занятий
выберите простые и обозримые, которым дети легко подражают: стирка,
приготовление завтрака, подметание пола и т.д. Пригласите ребенка помочь
вам.
• Научите его резать вареные овощи (не очень острым ножом)
для салата, шить и вязать вместе с вами, взбить крем для торта, просеять
муку и т. п. Рисование, лепка: Для рисования вальдорфцы используют
только три цвета – красный, синий и желтый. Смешивая их на влажной
бумаге, ребенок получает разнообразные оттенки. Дети не изображают
что-то конкретное, просто балуются красками. Да и рисование как
традиционный предмет тут не преподают. Скорее, цвет влияет на
мироощущение ребенка: красный – громкий, праздничный, синий – тихий и
скромный, зеленый – наивный, фиолетовый – торжественный, желтый –
радостный.
• Займитесь рисованием не ради картинки, а ради
самовыражения ребенка (особенно это важно для ребенка до трех лет, он
рисует не просто каляки-маляки). Пусть "оставляет следы”, попробуйте
делать это ладошками, кусочками ткани, отпечатки можно сделать осенними
листьями, поролоном, катушечкой от ниток и т. п. • Возьмите три основных
цвета и смешивайте на влажной бумаге. Красный с желтым превращается в
оранжевый. Красный с желтым и синим дают коричневый. Из синего с желтым
получается зеленый, из синего с красным – фиолетовый.
• Возьмите
несколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных),
наполните водой. На кончике кисточки возьмите немого краски и добавляйте
в стаканчик с водой. Наблюдайте за красивыми разводами ("цветочками”),
которые появляются на воде. Переливайте цветную водичку из стаканчика в
стаканчик, смешивая цвета.
• Дайте малышу небольшой размятый
кусочек пластилина или теста. Предложите приготовить праздничный обед
для кукол. Покажите, как делать "колобки” (скатывать шарики), "колбаски”
и "блинчики”.
• Нагрейте воск, сделайте фигурки вместе с
ребенком, подождите, пока застынет. Вся наша жизнь – игра: По мнению
вальдорфских педагогов, игра имеет три ступени развития.
Времяпрепровождение двухлетнего малыша нам часто кажется
бессодержательным и однообразным. Бросает на пол игрушку – поднимаешь, а
он ее опять туда же, сложит пирамиду и тут же разрушит. Но это жизненно
необходимо для дальнейшего восприятия мира. Вторая ступень – 3-5 летние
дети, у которых уже "просыпается” воображение. Когда игрушек не
хватает, ребенок просто заменяет их чем-то похожим. К примеру, пустая
коробка – это ванна, где можно выкупать куклу.
• Чтобы развивать
эти способности, поменьше предлагайте малышу автоматические игрушки,
они хуже развивают фантазию. Очень полезны для развития фантазии
непроработанные, например, деревянные, игрушки. Куколка без лица или
только с глазами, деревянная голова лошадки на палочке. Остальное
ребенок должен додумать сам, дофантазировать
• Сделайте вместе с
ребенком несколько самодельных игрушек: сшейте из ненужных кусочков
ткани зайца, или вырежьте из картона, дерева и т. д. куколку, вылепите
из теста цыпленка. Творите вместе.
• Играя, предлагайте: "Вот
эта коробочка будет нашей машиной, а эта ленточка – змея…”. Сказка
рядом: • Попробуйте придумать и рассказать ребенку сказки об обычных
предметах в вашей квартире или на улице. Например, об электрической
лампочке, которой очень хотелось познакомиться с солнышком, ведь она
думала, что это тоже лампочка, только очень большая. Или о входной
двери, которая очень любила гостей, поэтому никак не хотела закрываться.
• Вспомните или почитайте вместе сказки Андерсена, который был
мастером сказок о самых обыкновенных предметах, о штопальной игле или о
серебряной монетке.
• Не просто читайте или рассказывайте
сказку, делайте маленькую инсценировку, это не так сложно, достаточно
взять несколько игрушек ребенка: зайчика, мышонка, петушка, лисичку,
спрятать их в мешок или за спину, рассказывать знакомые сказки,
вытаскивая по ходу действия нужного персонажа и говорить от его лица.
Можно сделать и декорации: вырезать из картона домик, из пластилина или
цветной бумаги – деревья. От старых резиновых игрушек можно отрезать
головы, прикрепить к ненужным перчаткам без пары, немного фантазии, и
получится настоящий домашний театр. Ребенок постарше может сам стать
одним из персонажей.
• Придумайте себе наряд феи или доброго
волшебника, расскажите ребенку сказку. Не забудьте про наряд Деда Мороза
на Новый год, покрасьте вместе с ребенком яйца на Пасху и т. п.
•
Устраивайте маленькие и большие праздники, необязательно они должны
соответствовать традиции, вы можете фантазировать, например, отметьте
Праздник первого снега, выйдите вечером на улицу всей семьей со свечами,
попрощайтесь с теплом до следующей весны.
Источник: http://vk.com/roditeli_i |